...

Открываем собственный бизнес

Краудфандинг платформа: собери деньги на мечту

Привет, друзья! Если вы когда-либо искали деньги для запуска нового проекта, то наверняка знаете об альтернативном виде финансирования малоизвестных стартапов — краудфандинге. Когда банки еще не доверяют, а венчурные фонды требуют высокие комиссионные, деньги можно попросить у частных инвесторов. Как это сделать? Обратиться на краудфандинг платформу и презентовать свою идею в максимально выгодном свете. В общем, обо всем по порядку…

Как появился краудфандинг

Первые краудфандинг платформы появились в конце прошлого века, однако особый интерес к ним возник после кризиса 2008-2009 годов. Причиной стало уменьшение объема свободного международного капитала и повышение критериев к финансированию стартапов, кредитование малого бизнеса.

Согласно данным Google Trends постепенный рост интереса к краудфандингу начался с конца 2010 года. В 2013-2016 годах зафиксирован рост количества запросов пользователей по краудфандингу и возможностей его использования.

Google Trends по запросу крайдфандинг

Пик интереса пришелся на июль 2015 года, больше всего запросов осуществляли жители Нидерландов, Австрии, Швейцарии, Сингапура, Испании, Бельгии, Франции, Португалии, Германии, Италии, Японии, Великобритании. До недавнего времени значительно меньше интересовались в России, Украине, Польше, Чешской Республике, Румынии.

Исторически краудфандинг возник в 1990-х годах и изначально предусматривал аккумулирование средств от членов семьи и друзей. Первый успешный краудфандинг проект был основан еще в 1997 году, когда британская рок-группа собрала необходимую сумму для собственного тура через пожертвования своих фанатов. В результате этого в 2001 году появилась первая специализированная краудфандинговая платформа — ArtistShare. Она и сейчас специализируется на привлечении поклонников к творческому процессу художников.

Краудфандинговая платформа — ArtistShare

Участники могут быть наблюдателями или донорами реализации творческих проектов. Со времени старта проекты ArtistShare получили значительное количество наград, в том числе 10 премий и 29 номинаций на Грэмми.

Популярность краудфандинга в разных странах мира

Самыми быстрыми темпами краудфандинг развивается в США и Европе. Важным шагом в распространении краудфандинга в США стало подписание президентом Обамой
Закона «The Jumpstart Our Business Startups»/«Законопроект о краудфандинге».

Этот закон был направлен на уменьшение регулирования малого бизнеса и узаконил краудинвестинг.

Краудинвестинг, или акционерный краудфандинг

Полноценная краудфандинговая деятельность в Европе началась только в 2012 году, когда краудфандинговое инвестирование было апробировано в Нидерландах.

Краудфандинг распространен и в других странах мира. Сейчас в Канаде сделаны попытки институционализировать этот процесс. В Мексике проводят консультации с венчурными компаниями и бизнес-агентами по краудфандингу.

В Южной Америке в развитии краудфандингового пространства лидирует Бразилия. В Азии наибольший интерес к таким платформам проявляют Гонконг, Республика Корея, Бруней и Малайзия. В целом количество краудфандинговых платформ постоянно увеличивается.

Субъекты краудфандингового сервиса: доноры и реципиенты

Основными субъектами краудфандингового сервиса являются:

  • доноры (инвесторы);
  • реципиенты.

Их сотрудничество взаимовыгодное для обеих сторон.

Реципиенты — люди, которые на краудфандинговой платформе предлагают определенный проект и представляют бюджет, то есть отмечают количество денег, необходимое для запуска стартапа.

Доноры оценивают такие проекты и могут осуществлять их инвестирования. Также подобные сервисы позволяют осуществить апробацию проектов, и оценить объем спроса на предлагаемый продукт еще до запуска. Еще реципиенты способны получить за короткий промежуток времени достаточно «легкие» деньги, с помощью которых можно быстро создать собственный бизнес и выйти на рынок с готовым продуктом.

Краудфандинг платформа: альтернативное финансирование

Очевидно, что краудфандинг платформы постепенно стали альтернативой банковскому кредитованию, венчурному финансированию, финансированию со стороны бизнес-агентов. Они создали благоприятные условия для развития малых и средних предприятий, запуска стартапов, развития креативного потенциала не очень состоятельных гениев.

В свою очередь такое сотрудничество существенно влияет и на финансовый рынок. Высокая скорость и дешевизна привлеченных на краудфандинговых сервисах средств стимулирует другие финансовые институты. Как минимум, им стоит задуматься о поиске способов:

  • уменьшения стоимости собственных денежных ресурсов;
  • устранения институциональных барьеров, которые препятствуют расширению количества клиентов.

С другой стороны, краудфандинговое финансирование выгодно и для инвесторов. Когда к банкам падает доверие, а проценты по депозитам стремятся к нулю, инвестор размещает средства в различных проектах и ждет прибыли. При грамотном подходе и сбалансированном выборе реципиентов шансы приумножить стартовый капитал высокие.

Виды краудфандинга и его основные преимущества

В зависимости от выгоды, которую способен получить инвестор краудфандинговых платформ, различают 4 вида краудфандинга:

  1. Пожертвования.
  2. Долг.
  3. Акции компании.
  4. Вознаграждение или стимул.

Пожертвования — классические благотворительные взносы, которые позволяют воспользоваться инвесторам налоговыми льготами.

К таким платформ принадлежат DonorsChoose, GlobalGiving, Causes.

Краудфандинг платформа DonorsChoose

Долг — это вид краудфандинг, который, можно назвать микрокредитованием или займом. В этом случае привлеченные средства возвращаются инвесторам с определнной прибылью, процентом по займу.

Примерами таких платформ являются Kiva, LendingClub.

Kiva Microfunds

Краудфандинг, связанный с использованием акций компаний, является самым молодым из видом краудфандинга. Он стал возможен после принятия соответствующего Закона Обамы, упомянутого выше.

К платформам такого типа можно отнеси Crowdfunder, Startup Crowdfunding, AngelList (для тех, кто уже получил первые 100 000 долларов США).

Вознаграждение или стимул используются в краудфандинговых платформах наиболее часто. Примерами таких платформ является Indiegogo, Kickstarter, RocketHub.

Аналитики Всемирного банка предлагают различать две модели краудфандинга:

  • инвестирование;
  • пожертвование.

Большинство бизнес-моделей краудфандинга предусматривают вознаграждение в различных формах:

  • предварительная продажа товара,
  • получение процентов за пользование заемным капиталом,
  • доли прибыли и тому подобное.

Даже пожертвование с помощью благотворительной бизнес-модели краудфандинга позволяет получить налоговые льготы во многих странах мира.

Таким образом, краудфандинг платформы воспользовались преимуществами толпы по принятию решений, отбора и реализации инноваций. Для этого они используют сети, социальные профили, виртуальную природу веб-коммуникаций и тому подобное.

Например, на протяжении 2009-2013 годов лидер рынка краудфандинга Kickstarter объединил почти 4,9 млн пользователей. При этом 29% пользователей инвестировали в более, чем один проект. Kickstarter помог реализовать 50 000 проектов. По состоянию на начало 2017 года платформа объединяла уже 12 млн человек, успешно были профинансированы 119 330 проектов, объем инвестиций — 2,9 млрд долларов США.

платформа Kickstarter

Потенциальные возможности таких сервисов колоссальные. Здесь аккумулируются свободные средства, сосредотачивается высокий уровень человеческого капитала, концентрируются креативность, талантливость и развивается предпринимательская культура.

Самая успешная краудфандинг платформа в мире

Одной из самых известных и успешных краудфандинговых платформ в мире является Kickstarter. Ее запуск был объявлен в апреле 2009 года в США. Учредителями выступили П. Чен (Perry Chen), Я. Стриклер (Yancey Strickler), Ч. Адлер (Charles Adler). Впоследствии она стала доступной для других стран:

  • с 2012 года — в Великобритании,
  • с 2013 года — в Канаде, Австралии, Новой Зеландии,
  • с 2014 года — в Дании, Ирландии, Норвегии, Швеции,
  • с 2015 года — в Испании.

Ключевая идея создания сервиса заключалась в упрощении реализации креативных идей по всему миру.

На платформе Kickstarter люди предлагают инновационные продукты, опыт в обмен на финансовую поддержку своих идей. Такие люди создают мини-экономику вокруг своего проекта, генерируя определенные ценности для тех инвесторов, которые готовы поддержать проект.

В награду Kickstarter получает 5% от общего объема привлеченных средств, однако, в отличие от других, он не претендует на право собственности на проекты, которые реализуются с его помощью.

14 февраля 2013 года Kickstarter выпустила приложение под названием Kickstarter ОС IOS для iPhone. Это упростило пользователям доступ к краудфандинговой платформе.

В основу деятельности Kickstarter положен принцип «все или ничего», то есть для каждого проекта определяют конечный срок и объем необходимого финансирования. Если по истечении указанного срока нужная сумма не будет собрана, то все средства возвращаются донорам. Такой принцип часто критикуют другие платформы, поскольку это побуждает разработчиков самостоятельно дофинансировать проект до окончания срока аккумуляции средств на Kickstarter.

Все проекты, размещенные на Kickstarter, проходят предварительный отбор со стороны сервиса. Это обеспечивает безопасность донорам, и вызываем глубокое доверие инвесторов.

Заключение

Краудфандинг помогает собрать средства на стартовый капитал при наличии уникального и интересного продукта. Люди инвестируют в именно в создание продукта, а не в компанию в целом, поэтому часто жизненный цикл проекта и заканчивается созданием одного единственного продукта.

Даже успешные краудфандинг проекты могут иметь недолгую историю существования, однако им удается за короткий промежуток времени реализовать свою идею, мечту.

Заумные книжки пишут, что краудфандинг не мог бы появиться без уникальной эко-среды и высокого доверия участников. Но нам больше нравится версия, что краундфандинг — результат бездушного отношения банковского сектора к инновациям и молодым гениям. Ни банки, ни правительства разных стран не создали нужных условий, тогда спрос и предложение сами нашли друг друга.

Итак, ключевые факторы краундфандинга:

  • доверие;
  • прозрачность;
  • скорость принятия решений;
  • масштаб;
  • ускоренное технологическое развитие.

Приятно осознавать, ежегодно количество инновационных проектов, финансируемых с помощью краудфандинг платформ увеличивается. Система эволюционировала от аккумуляции добровольных пожертвований родственников и друзей к долговым обязательствам и паевому инвестированию.

Во всем мире краудфандинг стал альтернативой банковскому кредитованию, способом быстрой апробации и реализации рисковых инновационных идей, ячейками развития нестандартного мышления и быстрого старта для малых предприятий.

До новых встреч, друзья!

Автор статьи: Mr. Фримен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть