...

Chargeback

Как написать заявление на чарджбэк

В сети орудует много мошенников. А знаете ли вы, что даже в случае обмана, свои деньги можно вернуть?! Процедура принудительного возврата денег называется чарджбек (chargeback), и узнали мы о ней из Регламента международных платежных систем VISA и MasterCard. С 2017 года деньги можно вернуть и по картам системы МИР. Как написать заявление на чарджбэк, какие понадобятся документы… Подробнее в статье

Как написать заявление на чарджбэк

Даже если вы очень осторожно ведете себя в сети, не доверяете брокерам и знаете все о кибер безопасности, советуем дочитать статью до конца. Chargeback — универсальная процедура, и может помочь в различных нестандартных ситуациях. Мы расскажем, как написать заявление на чарджбэк, и эти знания не будут лишними. За правильно оформленным заявлением следует добиться, чтобы банк принял от вас документы и инициировал процедуру, этот этап тоже затронем.

Как написать заявление на chargeback

В каких случаях возможен возврат средств

Случилось худшее — компания, с которой вы решили сотрудничать, оказалась мошеннической. С карты списаны средства, на все жалобы тишина или пустые обещания. Что делать? Можно попрощаться с деньгами или же искать законные способы вернуть средства.

Если платили банковской картой, законный способ возврата средств существует! Международные платежные системы VISA и MasterCard, а за ними и МИР, разработали схему защиты банковских операций: у вас украли деньги, вы заплатили за товар/услугу, которые не получили, обанкротился ваш туроператор, авиакомпания отменила рейс — пишем обращение в банк-эмитент и требуем инициировать процедуру чарджбек (chargeback). Что из себя представляет эта процедура и в каких случаях она работает?

Рассмотрим случаи, которые позволяют воспользоваться чарджбэком:

  1. Продавец нарушил договор/договор публичной оферты. Под данный пункт попадает множество случаев — некачественный товар, товар отличается от представленного в магазине по цвету, форме, размеру, техническим характеристикам. Плюс все, что касается предоставления услуг — купили билет  на концерт, а его отменили, купили абонемент в фитнес клуб на год, а его закрыли через месяц, купили билет на автобус, но мест оказалось меньше и т.д.
  2. Вы не получили оплаченный товар. Деньги с карты списаны, а товара нет. Продавец отказывается высылать товар, ежедневно находятся отговорки, или просто пропал вместе со своим сайтом-однодневкой.
  3. Противоправные действия третьих лиц. Реквизиты вашей карты украдены. Очень сложный вариант — надо доказать, что не вы нажимали на кнопки и подтверждали платеж.
  4. Технические проблемы. Сбой во время проведения транзакции, списание суммы несколько раз во время покупки в интернет-магазине, любые подобные неполадки в системе.

Что еще нужно, чтобы заявление на chargeback было принято банком и взято в работу. Начните с теории — нормативных документов Международных платежных систем, нормативных актов, Положений и Законов РФ, внутренних Положений самого банка, Правил обслуживания вашего карточного счета.

Наибольший риск получить отказ банка кроется в 3 пунктах:

  • нарушить внутренний регламент банка;
  • нарушить сроки подачи заявления на чарджбэк;
  • неправильно подготовить документы и доказательную базу.

Аргументом для отказа может служить любая формальность. Особенно много вопросов возникает, когда клиент обращается по поводу отмены платежей Форекс-брокерам, букмекерским конторам, онлайн-казино. На самом деле, вопросы разрешимая и наша практика на протяжении 4,5 лет это успешно подтверждает.

Самостоятельная подготовка документов

Лучший вариант для обеих сторон — решить спорный вопрос мирно. Если логичные аргументы не дают результата, сообщите продавцу, что готовите заявление на чарджбэк. Объясните, что средства будут списаны принудительно, так как у вас на это есть все основания. Действует безотказно.

Самостоятельный чарджбэк

Не то чтобы деньги сразу возвращаются, но продавец начинает звонить и доказывать, что вы не правы. Часто грубо, с угрозами и оговорками не в свою пользу. Ответьте на звонок, запишите аудио файл, и настаивайте, что все обсуждения готовы вести только в переписке по электронной почте. Так вы начнете готовить доказательную базу под дальнейшие действия. Фиксируйте все доказательства, что мирным путем урегулировать конфликт не удалось.

Мирное урегулирование — одно из основных требований банка перед приемом заявления на чарджбэк.

Переговоры ни к чему не привели? Пора начинать самостоятельный чарджбэк.

Для оформления процедуры потребуются:

  1. Заявление на чарджбэк с правильно указанным кодом оспаривания, суммой, датой проведения платежа и его номер. Заявление составляется параллельно на двух языках — русском и английском.
  2. Копия паспорта.
  3. Выписка по банковской карте.
  4. Договор на обслуживание.
  5. Подтверждение, что пострадавшая сторона предпринимала попытки решить проблему самостоятельно.
  6. Задокументированная доказательная база — скриншоты переговоров по почте, в социальных сетях, в мессенджерах, аудиозаписи, фотографии, экспертная оценка.

Chargeback на начальной стадии выглядит так:

  1. Обращение в банк, который выпустил карту.
  2. Подача заявления на чарджбэк и документов с доказательствами нарушений.
  3. Регистрация заявления, кодировка согласно регламента, присвоение номера вашему делу — официальная регистрация.
  4. Рассмотрение дела банком и принятие решения по инициации чарджбэка.

Далее 3 сценария развития событий:

  1. Банк все устроило и процедура инициирована.
  2. Банк нашел нарушения в оформлении и вернул документы на доработку/запросил дополнения.
  3. Банк нашел основания отказать в инициации.

Образец заявления на чарджбэк

Формат подачи заявления определяет банк, выпустивший карту. Разница между бланками может быть в названии, структуре и форме подачи информации. Задача владельца карты — внимательно ознакомиться с требованиями и выполнить все рекомендации.

Наиболее детальный и структурированный бланк по инициации чарджбэка у Сбербанка.

К заявлению по строгой форме прилагается пояснительная записка в свободной форме. Она пишется от руки или на заготовленном бланке. В конце описываются все приложения, которые передаются в качестве доказательной базы. Приложения нужно пронумеровать, подписать, чтобы их легче было идентифицировать при описи.

Нюансов масса. Перед составлением заявления обязательно пообщайтесь с представителем банка. Например, в ВТБ нет понятия «заявление на чарджбэк». В регламенте прописано заполнение Договора комплексного банковского обслуживания.

Возможные трудности при самостоятельном оформлении чарджбэка

С какими трудностями сталкиваются клиенты, когда пытаются вернуть свои деньги с помощью чарджбека самостоятельно. Перечислим самые популярные:

  1. Изучение регламента VISA и MasterCard. Оба регламента Dispute Management
    Guidelines for Visa Merchants и Chargeback Guide есть в открытом доступе на английском языке. Использование русскоязычных трактовок приводит к многочисленным ошибкам в составлении претензий. Краткий экскурс в регламент Visa есть на русском языке, редакция 01.01.2018 года, но информации там не достаточно.
  2. Составление заявления в банк. Рекомендуем составлять текст заявления без шаблонных фраз, с четко зафиксированной мыслью. Раскрывать суть претензии нужно последовательно, не перескакивать через события. Все по-порядку — что случилось, при каких обстоятельствах, какие меры принимались, что ответил оппонент, почему считаете чарджбек единственным способом разрешения конфликта.
  3. Перевод на английский язык. В регламентах МПС прописано, что текст заявления должен быть на английском языке. Не стоит ждать замечаний от банка или отказа в инициации чарджбэка, сразу подготовьте перевод.
  4. Общение с сотрудниками банка. Готовьтесь объяснять сотрудникам, что такое чарджбек, как он проводится и почему заявление нужно принять в обязательном порядке. Готовьтесь повторять свои пояснения нескольким сотрудникам, а потом и начальнику отделения. С первого раза подать заявление получается не у всех. Больше шансов, если у вас есть доступ к региональным дирекциям, головным офисам банка.
  5. Контроль за рассмотрением дела. У банка много уловок для затягивания процедуры чарджбек. Ваша задача — отслеживать ход рассмотрения дела (онлайн или оффлайн, как повезет с банком), вовремя реагировать на запросы дополнений и формальные отказы, собирать подкрепления своих фактов.
  6. Отказ банка инициировать чарджбэк. Отказ — не окончательный вердикт. Требуется обязательно проанализировать и исправить выявленные ошибки, найти нестыковки в официальном банковском ответе, если таковые имеются. Следующий шаг — подать опротестование и вернуть дело в работу.

Заявление на чарджбэкГарант ваших прав — международная платежная система. Требования к банкам предусматривают право клиентов на оспаривание операций. Если банк морозится и многократно нарушает это право, его могут оштрафовать. Не сомневайтесь, пишите заявление на chargeback. А если возникнут трудности, обратитесь за помощью к специалистам.

Плюсы и минусы самостоятельного оформления чарджбэка

Итак, просуммируем минусы самостоятельного оформления чарджбека:

  • нужно хорошо знать английский язык, или оплатить услуги переводчика;
  • нужно легко оперировать финансовыми и юридическими терминами, чтобы пояснить функцию банка в момент подачи заявления;
  • анализировать условия договора нужно самому, находить аргументы в пользу своей правоты тоже;
  • если вопрос касается инвестиционной деятельности, хитрых брокеров, букмекеров и других финансовых посредников, нужно правильно сформулировать суть претензии, ведь в договоре нигде не написано, что вы гарантировано заработаете. Чаще там написано обратное — большие риски, опасно, не вкладывайте сюда деньги. Ошибетесь в формулировке причины — получите отказ;
  • ошибетесь в выборе кода оспаривания — получите отказ;
  • ошибетесь в дате, сумме или назначении платежа — получите отказ;
  • не найдете, что ответить при запросе дополнений — получите отказ;
  • банк-эквайер ответит, что клиент, знал на что шел — получите отказ (ответ эквайера нужно предусмотреть заранее и дать комментарий на его действия еще в первом заявлении);
  • не ответите вовремя на запрос банка — получите отказ;
  • не сможете опротестовать отказ — деньги точно не вернутся;
  • примите формальный отказ банка — деньги точно не вернутся;
  • не проследите за действиями сотрудников банка — деньги не вернутся;
  • не проследите, что заявление зарегистрировано официально и попало в общий реестр дел — деньги точно не вернутся;
  • не проследите за сроками подачи заявления или ответа банка — деньги не вернутся.

Теперь о плюсах самостоятельного чарджбэка:

  • вам не нужно оплачивать услуги компании по проведению чарджбека под ключ.

Хм… Перевес явный, хоть на первый взгляд и не очевидный. Впрочем, как и всегда, когда требуется оплатить чей-то труд.

Договор с компанией на проведение чарджбека имеет следующие преимущества:

  • компания полностью берет на себя общение и переговоры с банком, контроль действий сотрудников;
  • компания дает 100% гарантию, что заявление будет правильно оформлено и рассмотрено в рамках международного банковского регламента;
  • менеджер будет держать вас в курсе дела на всех этапах;
  • специалисты всегда будут на шаг впереди — они точно знают все о чарджбеке, возможных подводных камнях, принципах работы мошенников в интернете.

Обратите внимание! В некоторых некомпетентных источниках указано, что наибольшие шансы на успех имеют клиенты, подавшие заявление в банк в первые 30 дней после платежа. Это не так. В нашей практике были случаи подачи заявления в период 520-540 дней с момента оплаты услуги, и банк принимал положительное решение.

Процедура чарджбек — не простая задача, но нет ничего невозможного. При грамотной подготовке и своевременном обращении, шансы на возврат денежных средств многократно увеличиваются.

Желаем успехов и пореже прибегать к подобным крайним случаям:) Но все же…

Если вам понадобится помощь, обращайтесь, и получите бесплатную консультацию наших специалистов.

Автор статьи: Mr. Фримен

Статьи на близкие темы

5 Комментариев для “Как написать заявление на чарджбэк”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Закрыть